вторник, 5 мая 2015 г.

5-дневный поход Монакино - Беневское. Сентябть 2009 г.

Идея похода и сборы

Я давно мечтал пройтись по серьезному. Мой предыдущий большой поход случился в 1996 году. Тогда мы с ребятами из Владивостока прошли по маршруту: Беневские водопады, гора Лысая, река Алексеевка, село Сергеевка за 3 дня. С 1 по 3 мая. Было здорово. Организм получил отличную встряску, я получил море новых впечатлений. С тех пор не раз вспоминал этот поход теплым словом.
У нас есть знакомый проводник, Андрей, можно сказать, профессиональный турист. Он подрабатывает в местных туркомпаниях, водит группы в разные точки Приморья. Не так давно, будучи у него в гостях, просматривая снимки из его недавних походов я ляпнул, что был бы не прочь прогуляться на несколько дней по тайге, да и отпуск у меня вот-вот случится. И вот, в самом начале моего отпуска он мне звонит и предлагает пройтись по придуманному им маршруту: Беневские водопады, гора Лысая, Алексеевские водопады, гора Ольховая, Гора поперечная, река Поворотная, село Монакино. Я согласился без особых раздумий, моя жена тоже подключилась к нашей команде, ещё я разместил информацию о походе на форуме Nakhodka.info. В последний день сборов откликнулась одна из форумчанок, и в команду были приняты еще 2 человека - Татьяна и Анатолий. Итого нас стало пятеро.

Беневское? Нет, Монакино!
В понедельник были взяты билеты до Беневского и мы во вторник утром в 7.15 преображенским автобусом выехали в путь. Но некие, не знаю, высшие или низшие силы вмешались и поменяли нам все планы. В Монакино, в конечной точке нашего предполагаемого маршрута наш автобус серьезно сломался. После примерно получаса возни с коробкой передач водитель заявил, что приехали. Теперь оставалось ждать тягача, проходящего владивостокского автобуса на преображение или какой-то другой манны небесной.
Мы не стали долго размышлять, наш проводник Андрей, прикинув всё, предложил нам отправиться в обратную сторону слегка скорректированным маршрутом, то есть, от Монакино до Беневского. Пожелав удачи остальным пассажирам, мы выдвинулись.

Первый день. Алексеевские пещеры.

Первая часть первого дня пути была не особо примечательна, несколько часов шли по ровной дороге среди полей Алексеевской долины. Около 5 вечера дошли до нашей первой стоянки. Её мы устроили в районе развилки на Малую Алексеевку. Место для стоянки там очень хорошее. Над стоянкой скала, немного сбоку под скалой протекает речка и имеется довольно глубокая яма.
Можно купаться. Спрятали на стоянке рюкзаки и сходили на Алексеевские пещеры. От стоянки до пещер около часа ходу.
Первая пещера «Белый дворец» представляет собой небольшое углубление под массивной высокой скалой, низкие своды,
несколько коротких и узких лазов,
заканчивающихся тупиками. Позже выяснилось, что там есть есть зал, в который можно пролезть. Но на тот момент никто из нас этого не знал.
Вторая пещера - «Кабарга», находится на приличной высоте над долиной, к ней надо около 20-30 минут карабкаться по почти вертикальной тропе. Но оно того стоит. «Кабарга» намного интереснее. Довольно большой зал, сталактитов и сталагмитов нет, но их зачатки уже имеются. Стены и потолок
покрыты наростами из кальцитов.
Также есть уходящий вниз широкий тоннель со скользким полом. Спускаться туда мы не рискнули, потому что если туда скатиться, обратно без снаряжения уже не подняться.
Есть еще один тоннель, уходящий наверх, но он полностью засыпан землей. На стенах и потолке живут какие-то не то сверчки, не то паучки.
Вернулись на стоянку, разбили лагерь,
я искупался в той самой яме под скалой, поужинали, прикормили местных мышей. Мыши — это отдельная тема, о них позже. Завалились спать. Первая ночь прошла спокойно. Если не считать упавшей посреди ночи практически на мою палатку кедровой шишки. Треск был такой, что мне спросонья показалось, будто на нас падает дерево. Утром мы ее наши прямо у входа в палатку.

Второй день. Гора Ольховая.

Наутро я первым делом снова искупался. Вода была как ни странно, не холодная. Ну настолько не холодная что смог себе позволить спокойно войти, окунуться и выйти несколько раз.
После завтрака и недолгих сборов двинули дальше, к горе Ольховой. Пока шли по дороге, Андрей ушел немного вперед, нас догнал на Ладе какой-то пенсионер, спрашивал дорогу на Алексеевские водопады. Мы его отправили вперед, к нашему проводнику, который всё подробно объяснит.
К Ольховой ведет несколько троп. По той, которой Андрей обычно водит народ, он нас в этот раз не повел. Ему было интересно пройти по второй, по которой он сам еще не ходил, а обратно провести по первой. Дошли до начала второй тропы. В её начале расчищенная площадка прямо у дороги, где можно оставить машину. Даже большой автобус может там спокойно развернуться. Немного дальше в лес — хорошее место под бивуак.
Передохнули, перекусили и начали подъём. Сначала было довольно круто, потом более полого, и далее участки сменялись то на крутой то на пологий. Весь подъем занял около 5 часов. Он был для нас не самым лёгким, но тем не менее мы в эту гору забрались. Зато я вспомнил наверное всего Высоцкого в плане песен про горы. :)
Ольховая встретила нас не приветливо. По пути ближе к вершине нас оросил дождик а на самом верху ожидал неприятный сюрприз в виде сильного холодного ветра. Слава Богу, в котловине под вершиной, ветер был терпимым. Дождя не было, но был туман. Пару раз мелькнуло Солнце. Как я понял, мы находились в облаке. В котловине имеется горное озеро,
которое наполняется дождевой водой, растет не высокий ельник. С дровами и водой проблем нет. В 20 минутах ходьбы от этой котловины имеется родник. Вообще место очень приятное, еще бы вот с погодой повезло...
Когда лагерь был разбит и закончен ужин, решили сделать снимок на память. Хорошая цифра получалась. 9-й год, 9-й месяц, 9-й день, 9 часов вечера, 9 минут. :) Получилось.
 В этот же момент пошел дождь. Быстро сфотографировались и разбежались по палаткам, спать.
Эта ночь выдалась для нас не самой лучшей. Постоянно дул ветер и поливал дождик. К тому же при установке палатки допустили ошибку и у нас промокло дно палатки и мой спальник в ногах. Поутру дождь перешел в морось, но ветер не ослаб, и мы не стали ждать милостей от Горы, собрались и вышли в обратный путь. Не случилось в этот раз мне искупаться в озере на Ольховой, погода в этот раз была такая, что совершенно не хотелось даже думать об этом :) Надеюсь, я побывал там не в последний раз и всё ещё будет.

Третий день. Мыши камикадзе.

Спускались с Ольховой тем же путём, что и пришли, так как по словам Андрея, по первой тропе в мокром подлеске, мы бы промочили всю одежду с головы до ног. И вообще эта тропа, по которой мы пришли, по его мнению хоть и более длинная, но все же более легкая при подъёме и спуске. Спускаться мы начался в густом тумане.
Окружающие камни и лес выглядели фантастично. Но чем ниже мы спускались, тем светлее становилось
и в какой-то момент он совсем исчез. Мы вышли из облака. Весь спуск занял 3 с лишним часа. По пути в начале один раз чуть не сбились с тропы, но вовремя заметили отсутствие вешек. Внимательнее надо быть, а то урюхаешься в лучшем случае в заросший распадок и либо обратно наверх тащится до места откуда сбился, либо продираться целый день а то и больше по зарослям. В худшем — можно нарваться на вертикаль и... лучше не стоит о грустном.
Мы благополучно спустились на тот самый бивуак у дороги и решили в этот день больше никуда не ходить, а отдохнуть и просушиться, да и погода в низу была просто как по заказу — тепло и солнечно.
Развесили мокрые тенты, палатки и спальники, промокшую одежду, сходили искупались в речке. К вечеру, когда всё просохло, разбили лагерь, после ужина завалились спать.
Ошибка наша была в том, что на ночь мы не прикормили мышей. Наверное уже можно открывать новый вид таежных мышей — бивуачная мышь. Живет она в лесах на бивуаках, её поведение отличается особой наглостью и смелостью. Если на ночь забыть пакет с какой либо едой на поляне, к утру от него ничего не останется. Если все убрать в палатку, к утру в палатке может зиять дыра, а также дыра будет зиять и в пакете с едой. Но если им специально раскидать не далеко от палаток кусочки хлеба или еще чего нить съедобного, считайте, что мышиный рэкет вам в эту ночь не грозит. Ну или почти не грозит.
В первую ночевку мыши начали проявлять интерес к нам и заявили о своем присутствии еще с вечера и были нами прикормлены, но в этот раз они себя никак не проявляли пока не стемнело и мы как-то про них и не вспомнили. Зато ночью началось... Шуршание, беготня, короче мышиная возня началась у всех палаток. В моей палатке пакет с едой соприкасался со стеной палатки, я услышал его шуршание. Подскочил, давай стучать по стенке палатки, на какое-то время тишина затем снова. Пока не убрал этот пакет на другую сторону, поближе к середине, мыши от моей палатки не отстали. Андрею повезло меньше. Он тоже гонял мышей по всему периметру, но одна как-то умудрилась прогрызть стенку палатки, причем в сантиметрах 15 от земли и добраться до пакета с хлебом. Где и была поймана с поличным. Злой, он вынес её на улицу, хотел сначала швырнуть в ещё не потухший костер, но в конце концов, решил подождать до утра и потом придумать, что с ней сделать. Он посадил ее на землю и прикрыл пустой консервной банкой. Наивный. Конечно же она прокопала под банкой землю и ушла. Еще одно забавное и в то же время досадное событие ждало нас утром. В котелке с компотом, сваренным с вечера обнаружены 3 мыши утопленницы. Ну мы не стали особо расстраиваться из за компота, посчитав, что в этот раз счет между нами и мышами 3:2. С нашей стороны - компот и прогрызенная андреева палатка, с их стороны — 3 утонули. Забавным было то упорство, с которым они искали смерти в котелке. Полночи я слышал какой-то звон. Оказалось, это стучала по котелку проволочная дуга котелка, по которой мыши пытались влезть в него. Наверняка одна из них как раз и прогрызла палатку Андрея.

Четвертый день. Алексеевские водопады. Подъем к горе Лысая

После недолгих сборов выступили в направлении горы Лысая и Алексеевским водопадам. Благо, водопады как раз по пути. К Лысой практически под вершину идет лесовозная дорога, довольно приличного качества.
 До самого конца этой дороги можно проехать на легковой машине. Лес по ней перестали возить совсем не давно, наверное в начале этого года. Как там будет дальше с этой дорогой, не знаю, но пока - очень неплохо. Отворот на Алексеевские водопады
находится прямо перед самым началом серпантина на Лысую. От этого отворота до первого водопада 20-40 минут ходьбы. Дорога к водопадам очень живописна. Причудливо переплетенные корни и шестигранные камни и скалы встречаются на пути.
Возникает ощущение что попал в какой-то сказочный мир.
Первый водопад
самый большой и самый красивый. До второго топать еще примерно столько же, и он
соответственно поменьше. До первого я дошел, до второго, учитывая предстоящий утомительный подъем на сбитых новыми берцами ногах, отправил туда жену с фотоаппаратом. По возвращении части нашей группы с водопадов, слегла перекусили передохнули, набрали с собой запас воды, так как на хребте нет воды, вышли на серпантин. И тут снова в наши планы вмешались некие силы. Мимо нас проезжал большой джип Safari. Парень с девушкой Коля и Марина из Фроловки спросили дорогу на Алексеевские пещеры. Им объяснили, что они слегка промахнулись, в то же время предложили им проскочить по серпантину до упора, посмотреть на виды, открывающиеся с него на окрестные горы. А заодно и рюкзаки наши забросить как можно выше. Сопровождать рюкзаки и показывать дорогу выбрали меня. Забирались наверх мы минут 20-30. Виды на соседние горы действительно открывались отличные.
Но оказалось, что лесовозная дорога наверху несколько раз разветвляется. Один раз мы выбрали не тот путь, заехали наверх, начали спускаться уже в сторону киевской долины, вернулись до развилки, повернули в правильном направлении. Ну я так думал, потому что увидел знакомый профиль вершины Лысой на одном из поворотов. Далее ехали до упора — большой расчищенной площадки с остатками древесины. На этой площадке стояла легковая машина. Какой-то универсал. Это придало мне уверенности, что приехали мы правильно. Выгрузил рюкзаки, попросил ребят в случае чего объяснить остальной группе, где как повернуть. Но при выезде с поляны они напоролись на днищем машины на бревно. Пока снимались, получилась небольшая задержка. Что в последствии не дало встретиться им с моей группой. Пока моя группа пошла в том же не верном направлении, что и мы в первый раз поехали, эти ребята проехали развилку. Хорошо, что это неверный путь довольно быстро закончился тупиком с лесовозными вагончиками, и моя группа вернувшись на развилку, пошла правильным путем. После 5 вечера они вышли на площадку, где я их ждал. Андрей поначалу сказал, что проехали мы дальше, чем нужно, но в последствии выяснилось, что всё-таки завезли меня так, что лучше и быть не может. Прямо вверх от этой площадки под углом наверное больше 45 градусов тянулся след от трелёвщика. Склон постепенно переходил в более пологий Через 20 минут подъёма мы оказались на горизонтальной части хребта под вершиной Лысой. Там же и решили разбить лагерь. Обнаружили тропу, ведущую в сторону вершины. Небольшая разведка показала, что в 20 минутах ходьбы вверх по тропе имеется родник. В общем, место для лагеря очень хорошее. Пока Андрей ходил в разведку, мы начали разбивать лагерь. До наступления темноты всё было готово. В Этот раз Андрей испытал способ ночевки в обычной палатке в холодное время года. На будущем месте палатки разжигается большой костер
и в течение 2-х часов поддерживается. Затем остатки костра убираются,

это место застилается папоротником и сверху ставится палатка. На утро сказал, что было всю ночь тепло. Эту и предыдущие две ночевки такой способ успешно практиковали Анатолий с Татьяной.
Кстати, не знаю, насколько это реально, но что-то такое там присутствует. Во время ночёвки на этом перевале мне снились странные сны. Я их не запомнил, но зато запомнил, что они были очень странные. По каждому из них можно было бы написать книгу в жанре социальной или психологической фантастики.
(Примечание от 05.2015. Один сон я всё же примерно, но запомнил. Что-то было про старика, ветерана ВОВ, вдруг попавшего в место, где воевавших на стороне фашистов, считаются героями, а тех, кто воевал с фашистами, всячески притесняют. По прошествии уже стольких лет, я сопоставляю что мне тогда приснилось происходящие сейчас в Украине. Я просто не поверил в возможность такого развития событий и посчитал их фантастикой.)

Пятый день. На Лысой. Опасный спуск. Беневские водопады. Еще не одно удачное совпадение. На табуретке от Беневского до Находки

Если в предыдущие ночевки все позволяли себе расслабится и поспать по возможности подольше, ну насколько позволяла температура в палатке, то в этот раз все подскочили в 7 утра практически одновременно. Предполагалось, что мы поднимемся на вершину к рассвету. Реальность оказалась гораздо прозаичнее. Как гласит поговорка о трех великих неправдах — Рано поднялись, быстро собрались, вовремя вышли - получилось как всегда, рассвет случился раньше, чем мы собрались. Да и Солнце, как только показалось, сразу зашло за тучу.
Ну и ладно, сильно мы не расстроились. После недолгого подъема по лесу, мы вышли на осыпь. На открытом месте был сильный туман. Хорошо, что по пути через каждые несколько десятков метров кто-то выстроил пирамидки из камней.
Хотя, конечно, заблудиться при подъёме на вершину не так просто, как при с пуске с нее. Вершина на Лысой двойная. Одна пониже и чуть по острее, вторая повыше и более пологая.
Между вершинами растет невысокий лес, в этом лесу мы нашли отличный бивуак. Расчищенные и выровненные места под палатки, сколоченная из обтесанных бревен столовая, добротное кострище
и также имеется родник в 10-минутах ходьбы вниз по тропе со стороны леса. На свободном от леса месте растет брусника и голубика.
Конечно же, мы воспользовались возможностью попастись на этих зарослях
с ягодой! Поели ягоды, попили чайку, поднялись на вершину.
На местных вершинах водятся любопытные грызуны.

К этому времени туман разошелся и нам открылись прекрасные виды Киевской и Алекссеевской долин, и окрестных гор. Со стороны распадка с Беневскими водопадами периодически поднимались куски тумана, перекрывая вид.
Налюбовавшись видами и прикинув оптимальный маршрут, мы начали затяжной спуск к Беневским водопадам. Спуск по каменной осыпи, да еще с рюкзаком — не самое приятное и безопасное занятие.
Постоянно надо быть внимательным и сконцентрированным. Малейшая ошибка грозит привести к тому, что можешь наступить на «живой» камень и дальнейшее развитие событий уже никто не предскажет. В лучшем случае упадёшь на пятую точку, в худшем — упадешь вперед или спровоцируешь небольшой обвал, которого хватит сполна не только тебе но и окружающим. Осторожно и не торопясь, мы спускались по осыпи,
изредка делая остановки для отдыха. В нижней трети спуска видели интересные скалы-карандаши - длинные каменные глыбы,
имеющие 4 и 6 угольное сечение.
В конце концов, каменная осыпь закончилась ключом, по которому мы и мы вышли на площадку между первым и вторым водопадами.
Пока мы отдыхали, со стороны первого водопада стали подниматься туристы из экскурсионных групп. Некоторые спрашивали у нас дорогу, некоторые, пытались подняться по ключу, по которому мы спустились, думая что это и есть остальные водопады.
У нас был примерно час на осмотр водопадов, потом надо было выдвигаться в сторону лесхоза и пытаться решать вопрос по отъезду домой. Посему, немного передохнув, мы ринулись исследовать этот замечательный памятник природы начиная с последнего, пятого водопада, продвигаясь к первому.
Миновав второй водопад по верху мы прошли к третьему, перешли на левый берег и по левой стороне обошли четвертый и пятый. Выше пятого водопада ничего примечательного нет, там поток собирается из двух сходящихся распадков, осматривать которые мы не стали. Пятый водопад
представляет из себя довольно крутой скат воды высотой примерно 7-10 метров, заканчивающийся большой ямой-ванной, через край которой переливается вода и уходит на четвертый водопад — тоже серию скатов воды,
красиво, змейкой вьющуюся по ступеням.
В «ванной» пятого водопада очень хотелось искупаться и мы совсем уж было собрались с женой скинуть одежды и прыгнуть в нее, как и здесь появились туристы из экскурсионных групп. Пришлось довольствоваться умыванием и питьем воды.
Так как возвращение обратно по левому берегу очень опасно — мокрые скользкие скалы прямо над обрывом, мы перебрались на правый берег и по нему спустились на третий водопад. На нем как раз уже никого из туристов не было и я его спокойно поснимал на фотоаппарат.
 А также снял вертикальную панораму — скалы карандаши справа от водопада. Затем также спустились до второго и также в спокойной обстановке снял и его.
После съемки второго, одели рюкзаки и спустились к первому водопаду — самому большому из этой пятерки.
Когда я начал фотографировать первый водопад, начался дождь. Это было первое удачное совпадение. Застань нас дождь во время спуска по осыпи, или раньше, не знаю, спустились бы мы с Лысой вообще. Быстро сделав несколько снимков, мы вернулись к рюкзакам и выдвинулись вниз по тропе к лесхозу. Миссия похода была выполнена! Оставалось вернуться домой.
Итак, мы одели рюкзаки и отправились. В этот момент Татьяна и Анатолий от нас отстали. Последнее, что я видел, это как Татьяна показывала кому-то фотографии с фотоаппарата. Мы несколько раз останавливаясь, ждали их, но они так и не появились. Потом выяснилось, что они то ли не догнали нас, то ли перегнали, но с нами разминулись, добрались тем же вечером попуткой в Лазо, переночевали в гостинице и в воскресенье приехали домой. У нас же в этот момент стоял вопрос, разбивать где-то лагерь и ночевать или попытаться выехать домой с находкинской экскурсионной группой. Решили сначала попытать судьбу в лесхозе. С поляны повернули на него, по пути обогнали находкинскую экскурсионную группу и добежали до лесхоза.
Там мы встретили уже знакомого водителя автобуса, того самого пенсионера, который спрашивал у нас дорогу на Алексеевские водопады двумя днями ранее по дороге на Ольховую. Это было второе удачное совпадение. Оказывается он давно занимается подобным бизнесом - возит людей, разные грузы в разные точки Приморья. Поговорили с этим водителем, он сказал, что довезет, если руководитель группы не против. Подошли к руководителю группы. Им оказалась представитель центральной городской библиотеки, мы с ней заочно знакомы. Это было третье удачное совпадение и через минуту всё было решено. Хотя в автобусе свободных посадочных мест и не осталось, мы были готовы ехать сидя в проходе на рюкзаках. После загрузки всех пассажиров, водитель закинул два рюкзака в нишу у задней двери, третий кинули в проход между сиденьями и на него сел Андрей. Мне и моей жене водитель выдал стульчики. Ей маленький складной, а мне — табуретку. Четыре часа на табуретке от Беневского до Находки — это что-то, но ничего в это момент не было для меня лучше, чем путь домой, даже в таком виде :) К полуночи мы были дома.
Подвожу итог: За 5 дней мы прошли Алексеевские пещеры, гору Ольховую, Алексеевские водопады, Гору Лысую, Беневские водопады, прошли около 70 километров,
получили огромное количество позитива, отличную встряску для наших бренных тел и короткий отдых от «благ» цивилизации.

з.ы. Можете отомстить мне за этот пост, щелкнув по квадрату внизу или справа :)