среда, 8 апреля 2015 г.

Истинная причина существования 40-часовой рабочей недели

Автор блога Raptitude Дэвид Кейн долгое время работал, путешествуя по миру. Неделю назад он вернулся в офис, и у него есть, что вам рассказать. Вот его история.



Раньше я жил относительно свободной жизнью, много ездил по миру и работал в интернете. К сожалению, чтобы моя карьера двигалась дальше, мне пришлось вернуться в офис. Вот вам мое первое впечатление: я больше не занимаюсь бегом, не делаю упражнений на дому, не читаю, не медитирую и не трачу время на хобби.
Для всего этого не нужны деньги. Для этих дел нужно время. А у меня его нет.
Мне уже стало очевидно, что у меня появится намного больше денег и намного меньше времени. Это значит, что теперь я в куда большей степени буду типичным американцем. Меня трясет от злости, что я ничего не успеваю в будние дни. А выходные стали драгоценными: хочется вместить в них максимум всего, но никогда не выходит.

Последнее, что я хочу делать, когда прихожу домой, — это заниматься спортом. К концу дня у меня не остается сил даже на медитацию!

Казалось бы, рецепт исправления этой проблемы очевиден: работать нужно меньше, а отдыхать — больше. Я уже доказал себе, что могу жить полноценной жизнью, работая меньше, чем сейчас. Но, к сожалению, моя отрасль не позволяет мне стать руководителем, которого можно найти только в интернете. Для большинства людей этот выбор еще жестче: или ты работаешь с 9 до 6 с перерывом на обед, или не работаешь вообще.

Культура "стандартного" рабочего дня так сильно пропитала наше общество, что мы продолжаем ей подчиняться, хотя это уже давно, мягко говоря, не рационально. Вы не можете попросить своих клиентов не звонить вам с часу до трех часов дня ("Это же рабочее время!") или убедить своего своего начальника предоставить вам индивидуальный рабочий график.




Восьмичасовой рабочий график был придуман в Англии в XIX веке, во времена промышленной революции. Тогда это был прорыв: до этого рабочие работали на заводах по 14-16 часов.

Прогресс и растущая производительность труда, как тогда считали, в будущем позволит сократить рабочее время еще сильнее. Но восьмичасовой рабочий день очень выгоден для бизнеса — и не только непосредственно для тех, кто дает вам работу, но и для экономики в целом.

С того самого момента, как мне предложили работу, я стал куда безрассуднее обращаться с деньгами. Нет, не глупо, но доставал их из кошелька гораздо легче. Например, я снова стал покупать дорогой кофе, несмотря на то, что он не идет ни в какое сравнение с новозеландским "флэт уайт", и я не могу насладиться им, сидя на солнечной веранде.

Когда я путешествовал, я делал покупки не так небрежно и получал от них больше удовольствия.

Я не говорю о крупных, экстравагантных покупках. Я говорю о беспорядочных тратах на всякую мелкую фигню, без которой вполне смог бы прожить.

Мне кажется, что я так делаю, потому что чувствую, что восстановил определенный статус — я снова хорошо оплачиваемый профессионал, и это дает мне право на определенное расточительство. Очень любопытное чувство, когда вы можете просто выложить из кошелька пару 20-долларовых бумажек, особо не задумываясь. Очень приятно использовать силу доллара, зная, что она вскоре снова "отрастет", как хвост у ящерицы.

То, что я делаю, вовсе не необычно. Этим занимаются все. На самом деле, как мне кажется, я просто вернулся к нормальному потребительскому менталитету, проведя некоторое время вне его влияния.

Одно из самых удивительных открытий, сделанных мной за время путешествия, — я тратил в месяц меньше денег за рубежом (в том числе в странах, где жизнь еще дороже, чем в Канаде), чем когда работал на родине. У меня было гораздо больше свободного времени, я посетил прекраснейшие места мира, встречался с новыми людьми, я был совершенно спокоен, причем мне это почему-то стоило меньше, чем скромная жизнь и работа с девяти до пяти в одном из самых недорогих городов Канады.

Похоже, в путешествиях я получал за свой доллар больше. Почему?

Здесь, на Западе, большой бизнес насадил и воспитал в людях культуру необязательных трат. Компании всех отраслей очень рассчитывают на склонность публики бездумно тратить деньги. Они всячески поддерживают привычку тратить деньги не задумываясь и на вещи, которые не слишком-то необходимы.

В документальном фильме "Корпорация" женщина-маркетолог обсудила один из методов, использованных для повышения продаж. Ее подчиненные провели исследование: как детские капризы влияют на вероятность того, купят ли родители им игрушку. Они обнаружили, что в 20-40% случаев игрушки бы не купили, если бы ребенок не начал капризничать и выпрашивать их. Каждый четвертый визит в парки развлечений тоже бы не состоялся.

Компания использовала эти исследования и стала рекламировать свою продукцию напрямую детям, чтобы те чаще выпрашивали игрушки у родителей.

Одна эта маркетинговая кампания привела к миллионам долларов, потраченных на удовлетворение искусственно вызванного спроса.


"Вы можете манипулировать покупателями, заставить их захотеть — и, следовательно, купить — свои товары. Это такая игра". Люси Хьюз.

Это лишь один небольшой пример того, что происходит уже давным-давно. Крупные компании зарабатывают свои миллионы, не рекламируя достоинства своих продуктов: они создали культуру, в которой сотни миллионов людей покупают намного больше, чем им надо, и пытаются денежными тратами отогнать неудовольствие.

Мы покупаем вещи, чтобы порадовать себя, чтобы не быть хуже других, чтобы исполнить детскую мечту "когда я стану взрослым", чтобы похвастаться всему миру нашим статусом и по куче других психологических причин, никак не связанных с тем, насколько продукт полезен на самом деле.

Сколько у вас в шкафу или гараже валяется вещей, которые вы не трогали годами?

Главный инструмент, с помощью которого корпорации поддерживают такую культуру — навязывание 40-часовой рабочей недели как нормального стиля жизни. При таких рабочих условиях личная жизнь у людей есть только вечерами и на выходных. Такая структура естественным образом заставляет нас платить больше за развлечения и удобства, потому что у нас очень мало свободного времени.

У меня внезапно оказалось намного больше денег и намного меньше времени, что означает, что у меня сейчас больше сходства с типичным работающим североамериканцем, чем несколько месяцев назад. Когда я был за границей, я даже не задумывался — просто шел на целый день гулять в парк или лежал несколько часов на пляже и читал книгу. Сейчас же что-то подобное кажется невозможным. Если я чем-то подобным займусь, это же сожрет весь мой драгоценный выходной!






Но восьмичасовой рабочий день приносит слишком большие доходы большому бизнесу — не потому, что люди выполняют очень много работы за эти восемь часов (средний офисный сотрудник выполняет меньше трех часов работы за эти восемь часов), а потому, что благодаря нему многие люди с радостью предаются шоппингу. Если свободного времени мало, это значит, что люди готовы намного больше платить за удобство, удовлетворение желаний и любое другое облегчение. Это заставляет людей смотреть телевизор и видеть там рекламу. Это лишает людей амбиций вне работы.

Нас привели в культуру, специально спроектированную так, чтобы держать нас усталыми, готовыми потакать своим желаниям и платить кучу денег за удобство и развлечение, и, что важнее всего, постоянно чем-то недовольными в жизни, чтобы мы постоянно хотели купить что-то, чего у нас нет. Мы покупаем так много, потому что нам постоянно кажется, что что-то не хватает.

Западная экономика, особенно в США, очень расчетливым образом построена на удовлетворении желаний, привыкании и необязательных тратах. Мы тратим деньги, чтобы порадовать себя, наградить себя, отпраздновать что-нибудь, справиться с проблемами, повысить свой статус, разогнать скуку. Вы можете представить, что получится, если вся Америка дружно перестанет покупать ненужную фигню, которая не приносит нам никакой долгосрочной пользы? Экономика рухнет и никогда уже не восстановится.

Все хорошо известные проблемы Америки — в том числе ожирение, депрессия, загрязнение окружающей среды и коррупция, — это цена, которую пришлось заплатить за создание экономики ценой в триллион долларов. Чтобы экономика была "здоровой", Америке приходится оставаться нездоровой. Здоровые, счастливые люди не считают, что им нужно очень уж много из того, чего у них сейчас нет, то есть не покупают кучу всякой фигни, им не нужно столько развлечений и они не смотрят столько рекламы.

Культура восьмичасового рабочего дня — самый мощный инструмент большого бизнеса, удерживающий людей в состоянии недовольства, когда лучшее решение любой проблемы — что-нибудь купить.

Вы, возможно, слышали о законе Паркинсона. Его часто применяют в связи со временем: чем больше времени вам дают на выполнение задания, тем больше времени вы на него потратите. За двадцать минут можно сделать удивительно много. Но если вам дадут целый день, то, скорее всего, вы потратите намного больше времени на те же действия.




Большинство из нас так относятся к деньгам. Чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим. Дело не в том, что нам внезапно становится нужно тратить больше, потому что мы больше зарабатываем, — только в том, что раз уж мы можем потратить, то тратим. Более того, нам очень сложно избежать стремления повысить свой стандарт жизни (ну, или, по крайней мере, уровень трат) каждый раз, когда мы получаем прибавку к зарплате.

Я, конечно, не считаю, что нужно бежать из уродливой системы, жить в лесу и притворяться глухонемым, как предлагал Холден Коулфилд. Но вместе с тем нам вовсе не повредит понимать, какими нас хочет сделать большая коммерция. Корпорации десятилетиями работали, чтобы создать миллионы идеальных клиентов, и это им удалось. Если вы не какая-нибудь аномалия, ваш образ жизни уже полностью спроектирован.

Идеальный клиент вечно недоволен, но на что-то надеется, не заинтересован в серьезном личном развитии, имеет привычку смотреть телевизор, работает полный день, зарабатывает неплохие деньги, потакает своим капризам в свободное время и просто живет день ото дня.

Узнали себя?

Две недели назад я бы ответил "Черт возьми, нет, это не я!", но если бы все мои недели были такими же, как та, что только что закончилась, это был бы просто самообман.

Автор: Константин Шиян

Комментариев нет:

Отправить комментарий